top of page

Путь к Славе: История Футбола в Бессарабке (часть 2)

              В 1956 году в жизни футбольных фанатов Бессарабки произошло очень значимое событие - был построен стадион «Локомотив», где проходили не только игры любимой команды, но и все спортивные праздники, a так же день Железнодорожника, День урожая и прочие.

 

Футбол в это время становится еще более зрелищным и привлекает еще больше болельщиков и игроков. В Бессарабку приезжают уже не только с товарищескими матчами.



 

Вспоминает Виктор Кильчик 

В детстве мой отец, постоянно брал меня на стадион «Локомотив», это было в 1965 и последующие годы. 

 

  Мне посчастливилось тогда видеть футболистов «Локомотива» того старого поколения, и некоторые фамилии тех игроков мне запомнились, Анатолий Остапенко, Виктор Хицук, Илья Чанов, Федор Обретин, Василий Лингурарь, Михаил Папушой, когда я играл дядя Толя Остапенко сидел уже на трибунах и болел за нас. А Илья Чанов за ветеранов как-то вышел, на поле мы пообщались немного. Интересные люди, интересное время. Виктор Хицук какое-то время тренировал футболистов нашей школы старшего поколения, я смотрел их тренировки. Но это было недолго. Могу ошибаться, но насколько я помню, в сезоне 1962 года Виктор Хицук вошел в список 22 лучших футболистов чемпионата Молдавии.

 

              Затем, команда начала пополняться молодыми игроками. Это были тогда Владимир и Валентин Боевы, Владимир Семенов, Сергей Горе, Виктор Ведутенко. Старший брат Виктора Ведутенко тоже был в команде старшего поколения, всегда играл в основном составе, а Владимир Боев был легендой Бессарабского футбола.

 

              Мы играли с Тирасполем, по юношам, на кубок юности, мы - это сборная юношеская Чимишлийского района, 60% были Бессарабские. На стадионе был Володя Боев, ему понравилось, как я играл, и он рекомендовал меня к тогдашнему тренеру Локомотива, Александру Ратушному взять в команду. 

 

 Александр Ратушный, был тренером Локомотива в 60- х годах. Это он пригласил меня 16-летнего пацана тренироваться в Локомотиве. Я тогда был счастливейшим человеком, Мы - 16ти-17тилетние юноши играли с Тирасполем на кубок Юности, мне после игры говорили, что я играл очень хорошо, А Ратушный подошел и сказал, что приглашает меня в «Локомотив».

 

              В Бессарабке футбол всегда очень любили, мы все практически начинали играть на улице. В Бессарабке во время школьных каникул неформально образовывались футбольные матчи между улицами. Каждая улица или край имели свою футбольную команду. Были футбольные команды на улице Трудовая, где я и мои друзья получали навыки игры в футбол. У нас в команде были два брата Мирчевы - Владимир и Анатолий, два брата Кильчики Анатолий и я, братья Саранди, Громский, Писарев, Рыльский и другие, Была так же команда по ул. Школьная, где играли братья Кроновы, Толя Прутян, Олег Алымов, Вадик Чуров, Андриевский Валера, Толя Кара, Юра Шевченко. Две команды были по улице Вокзальная: была команда Коли Деде, где играли Витя Хаджиу (Ицык), Женя Маркоч, Вася Папушой, а также была футбольная команда Комы (Кац Николай).

 

Мы играли практически каждый день и именно там мы получали навыки владения мячом. В учебное время, начиная с шестого класса Федор Петрович Кузук организовывал первенство школы. По результатам школьных соревнований лучшие отбирались в секцию футбола, где постоянно тренировались, и принимали участие в районных соревнованиях по футболу. Таким же образом лучшие в районе отбирались для участия в Первенстве Молдавии, в составе сборной района.

 

У всех этих ребят по-разному сложилась жизнь, некоторых, к сожалению, уже нет в живых. Мы все с благодарностью вспоминали и вспоминаем Федор Дмитриевича. Он учил нас правильно останавливать мяч, правильно бить по мячу, объяснял, как правильно ударить внутренней стороной стопы, внешней, как бить по мячу подъёмом, то есть ставил нам технику правильного владения мячом. Тренировались после работы, в выходные выезжали на соревнования. У нас же у всех уже были семьи, не всем женам это нравилось, но приходилось мириться.

 

Вспоминает Дмитрий Чорбаджи 

Я с самого детства играл в футбол, жили рядом со стадионом и гоняли на стадионе. Потом, в юности учился в Луганске, после этого ушел в армию, служил в Таганроге, там женился, там родился мой сын. Приехал я в Бессарабку из Таганрога в 1985 году. А играть я начал еще в Таганроге, сюда я приехал уже будучи готовым игроком. Я в Таганроге играл в команде "Торпедo" Таганрог на Чемпионате Союза, Вторая лига. Здесь в Бессарабке я устроился работать в МСО и там же я познакомился с Сашей Беловым. Я еще тогда подумал: вот этот точно играет в футбол - либо защитник, либо вратарь. Он подошел ко мне и говорит: «В футбол играешь? Вот у нас есть команда, приходи сегодня на тренировку, я подъеду заберу тебя. »

 

Я пришел, там в команде Ицык, Коля Базулин, Вася Кронов, Валера Гайдаржи… Вот так и познакомились… Сильные ребята, жесткие, я спрашивал.: «Вы где-то играете, не только же на район?» Валера, Ицык-это же сильные ребята. Сэм тогда тренировал нас Хорошая команда была. Я потом брата Мишу сюда притащил. Играли же без копейки, ну что там давали 1 рубль 50 копеек на пирожки, но играли, добивались… Азарт спортивный был. Если какой-то команде проигрывали, конечно же случалось такое, так мы эту команду ждали, чтобы отыграться, хоть на их, хоть на своем поле.


Наше поколение играло до начала 90-х. Потом уже молодые пришли. Уже в это время меня стали приглашать на судейство. Прошел какие-то экзамены, обучение для судей, меня взяли. Ездил на республиканский стадион на судейство в Кишинев. Александр Горин-был такой судья, очень сильный, он тогда со мной говорил, он меня заметил.


 

Самый памятный гол? Да, был такой, запомнился. Играли с командой из Леово, на нашем поле, и очень долго счет был 1:1. И вот какой-то штрафной был, метров с 20-25, пробил и забил- 2:1. А тогда на стадионах народ собирался, стадион был полный и руководители района были на матчах - Гандрабура, Ожог.

 

 У меня ведь и сын с детства занимался футболом. Играл и за команду «Zimbru» и за «Шериф». А сейчас сын – играющий тренер в Германии живет. тренирует детей и продолжает играть.






Вспоминает Валерий Гайдаржи

Я начал играть в футбол в Локомотиве в 1983 году. Но еще в школе я занимался футболом. Был такой учитель физкультуры, потом учитель истории - Кузук Федор Дмитриевич. Все, что есть в футболе в Бессарабке, во многом - это заслуга Федорa Дмитриевича. Романовские, во всяком случае, точно все его воспитанники, начиная от Васи Кронова, Ицыка, и многие другие - это его воспитанники. Благодаря его необыкновенному фанатизму футбол в Романовке развивался. Я тоже ходил в секцию футбола, будучи в школе, потом и в армии играл в футбол.



В 1983 году меня пригласили в команду «Локомотив». Я играл в Локомотиве где-то до 1993 года, тренировал нас тогда Семенов Владимир. Три раза в неделю были тренировки. Очень часто ездили на соревнования. Долго играли по группе А. От ВЧД давали автобус, и мы ездили на различные соревнования. Играли Вася Кронов - он был интеллектуал на поле и по жизни. Сергей Гаргалык, Сергей Горе, Фима Кац, Белов Саша, Володя Елица, Базулин Толя, Дима Чорбаджи, Аксентий Николай, Толя Ений, братья Кильчик, Братья Боевы - красавцы, их приглашали в «Нистру». Вова Боев был очень техничный игрок, в Молдавии мало таких игроков было. Из молодых Вова Ботнару - очень ответственный и цепкий игрок, техничный, быстрый.


0 comments
bottom of page