top of page

Герой на поле: Воспоминания о легендарном игроке ФК ЛОКОМОТИВ Викторе Хаджиу (часть 4)

В сердце каждого маленького города таится своя легенда. Для футбольных фанатов Бессарабки она навсегда останется в лице игрока команды Локомотив - Виктора Хаджиу.


Виктор Хаджиу с мамой. 1956 год

Виктор не был лишен простоты, не впечатлял величием своего статуса, но его исключительный талант и теплота души сделали его незабываемым.

Для коллег по команде и друзей он был Ицыком, словно прозвище придавало ему еще больше близости и доверия. Мальчишки же, игравшие в футбол во дворах, звали его "дядя Витя". Многие из них и сегодня с гордостью вспоминают Виктора как наставника, который вложил в них не только футбольные навыки, но и жизненные уроки.


Для Бессарабки Виктор Хаджиу стал не просто талантливым футболистом, но и символом страсти и преданности любимому делу.



Вспоминает Дмитрий Чорбаджи:

Я на первой тренировке познакомился с Ицыком, жестко он играл, очень жестко. Он очень сильно играл. Он же где-то в Украине еще играл в сильной команде. Было очень много заманчивых предложений. Конечно же, он был на своем месте.

Техничный игрок. Учил молодых, не терпел нытиков


Вспоминает Вадим Догадкин

Виктор Иванович тренировал меня в детстве. Он очень хороший был тренер и в первую очень хороший человек. Строгий, требовательный и в тоже время очень добрый, отзывчивый. Всегда находил время пообщаться с каждым в команде. Любил очень пошутить. Я начал тренироваться у него в раннем возрасте и очень ему благодарен ему за всё!





Вспоминает Игорь Штирой:

Виктор Хицук у меня не был тренером, но у него я научился многому, потому что мой балкон выходил на стадион и когда я его видел, то бежал с надеждой что у взрослых будет не хватать игроков и он возьмёт меня в команду. Так часто и происходило.


Я проживал на Трудовая 57, пятиэтажка возле поликлиники. А в 10 метрах от дома был стадион. Он был небольшого размера, можно сказать для мини-футбола, из песчано- глиняного покрытия. В то время об искусственных полях и не знали. Стадион этот построил завод «Мезон», для работников своих, а в 10 метрах наш дом. Кстати, балкон мой был так расположен, что видел я только 1/3 поля, а вот некоторым, например, дяде Саше Кройтор - это отец Серёжи Кройтор повезло больше. С его балкона весь стадион был как на ладони и он смотрел игру своего сына против Ицика, а иногда и за.



Наше поле привлекало ещё тем, что оно единственное в Бессарабске было полностью огорожено, своего рода коробка такая, сетка стояла по всему периметру. А ещё, к одному из углов поля, прилегал овощной ларек, туда забирались, чтобы с высоты смотреть на футбольное поле и что там происходит. Своего рода VIP ложе. У дяди Вити, если мне память не изменяет, были Жигули. Он парковал его прямо перед воротами этого ларька и я если видел его машину с балкона, то сразу же выбегал на стадион.

Бывало такое, что я мог идти со школы, или с тренировки, я в то время занимался футболом, (тренировал Дмитрий Ильич Туча), и я совмещал с секцией тхэквондо - тренер Иван Антонович Сухин. В общем, если Ицик ехал к нам на стадион, он сигналил, и я ехал с ним до дома, но он говорил, чтобы я выходил на стадион. Я оставлял дома рюкзак и вылетал в кроссах с огромным желанием поиграть с Маэстро.


О, этот стадион собирал всех звёзд Локомотива. Кстати его любимое ругательство, но из добрых, было - «чеклеж». Мог, конечно, и сальное словечко пропустить, но если был в хорошем настроении, то ограничивался вот таким словом.

Конечно, там весь дом его знал, даже наши мамы, ну они его по крикам узнавали. Я, кстати, немного с ним похож темпераментом на поле, поэтому, наверное, и так четко помню его. Он заряжал!

Помню он очень хорошо «чеканил» мяч, набивал. Мог долго так держать его. Ещё четко помню его спортивный костюм. Он был из непромокаемого материала, такой. В общем, он в нём был даже в жару - это для того, чтобы попотеть сильно и потерять пару кг за игру. Очень часто он в этом костюме был. Хотя ему было за сорок, он следил за фигурой и старался не набирать лишние килограммы.

Глаза его были похожи на глаза хищной птицы, особенно в гневе, ну во всяком случае мне так казалось. Из-за его буйного нрава, потом многие не хотели с ним в команде быть. Потому что, тому кто был в его команде доставалось в разы больше от него, чем его соперникам. Были ребята «технари», но слабые духом и после некоторых эмоциональных срывов Ицика, решали, что больше играть с ним не будут. Но было правило, что эту игру надо закончить до конца, как бы плохо ты себя не ощущал. Потому что уйти среди матча с поля - это был равно самоубийству. Ицик так тебя провожал, что все зрители над тобой смеялись и ты с позором уходил. Все прекращало существовать в момент игры с дядей Витей. Если ты «подписался» на игру, то будь готов - терпи до конца, ну только если не сломали в хлам и ты ходить уже не можешь.

Ицик терпеть не мог нытиков. Сам не ныл и от других не терпел, но играл он на грани фола часто. А если ты техничный и по дурости решишь его обыграть унизительным способом, например, пробросить мяч промеж ног, то дальше чем на пол метра от Ицика не уйдешь, он останавливал ценой фола, порой грубого. Когда игра шла «кость в кость» и кто-то применил силовой приём, например, жёстко корпус поставил Ицику, он не возмущался, но взгляд говорил сам за себя, и через мгновение Ицик, как в хоккее припечатывает обидчика к стене. Жесткий был. И с ним в команде играл ещё и вратарь Локомотива - Саша Белов.


У дяди Вити в багажнике машины всегда были: мяч, а то и два, насос и манишки. Наш стадион каждый футболист того времени знал, а его коронное «чеклеж» каждый юный футболист повторял.


Это же он придумал после основной игры, ну понятно что есть выигравший и проигравший, он говорил: «а теперь на кубок»,

И «на кубок»- это значит до гола или до двух. Своего рода шанс для проигравших взять утешительный приз.

Ну а в общем, Ицик был фанат футбола до мозга костей. Когда я узнал о то, что его не стало, я себе тоже цель поставил- в 64 играть в футбол. Он же до последнего старался держать себя в форме и гонять мяч. Вот ведь какая жизнь - он меня многому научил с детства в футболе и сейчас спустя много лет продолжает мотивировать. Во многом мы с дядей Витей похожи, не можем мы играть «в пол ноги». Вышел - землю грызи, ушел без ссадин и царапин? Значит, вообще не играл.


Вот хотите верьте хотите нет, но это всё приуменьшено во много раз. Он очень много сделал для популяризации футбола в Бессарабке.

Это мои лучшие воспоминания, я очень рад что рос именно в этом доме, именно возле стадиона.

Многие люди, не игравшие в футбол, тоже вспоминают Ицика.

Ведь если ты мало, что понимаешь в футболе, то все равно приходил смотреть, потому что шоу тебе было обеспечено. Словесное, эмоциональное, какое хотите. Этот человек не оставлял равнодушными никого.


Если спустя много лет, кто-то будет с таким же восхищением и энтузиазмом вспоминать твою личность, как сейчас делаю я, если в памяти кого-то ты останешься человеком, умеющим делать то, что не всем давалось, в общем, если спустя двадцать лет при твоём упоминании люди не задумываются, а сразу вспоминают тебя и моменты с тобой связанные, значит ты прожил не зря. Вот таким он был и остается в нашей памяти-Ицык-дядя Витя.



Завершая цикл статей об истории футбола в нашем городе , мы понимаем, что в каждом маленьком уголке мира живут свои герои. Для многих жителей Бессарабки эта легенда – не просто имена на футбольной арене, но символ страсти, единства и верности своим идеалам. Вспоминая те времена, мы видим перед собой не просто игровые полосы и голы, а мир, где каждый мальчишка мечтал о встрече с мячом на стадионе, где звучали горячие кличи фанатов и наставнические слова тренеров. В сердцах футбольных адептов Бессарабки теплится искра памяти о тех, кто делил с ними этот путь – о великих и простых, о тех, кто смог подарить им не только незабываемые моменты на поле, но и важные уроки жизни. И если спустя годы имена этих людей всё так же наполняют наши сердца теплотой и восхищением, значит, их наследие прочно укоренилось в нашей памяти и душе – будучи символом не просто спортивных достижений, но и великого духа сообщества, где каждый нашел своё место под солнцем, играя в любимую игру.

0 comments

תגובות


bottom of page