top of page

Что пели наши родители

Как часто наши бабушки, папы и мамы пели песни! Пели и за работой и на отдыхе, но больше всего, конечно, пели за общим столом, по праздникам. Первое мая, девятое мая, седьмое ноября, Новый Год или день рождения у кого - всегда пели песни! Сначала протяжные: «Ой, мороз, мороз», или “Расцвела под окошком...”, или “Вот кто -то с горочки спустился”. Начинала петь одна, самая активная. Как правило, начинала неожиданно, ни с того ни с сего. Сначала пели одни женщины, мужчины еще стеснялись. Но потом, мужские басы и баритоны вливались в женские сопрано и получалось очень даже красиво, раздольно!

Расходились далеко за полночь. Усталые, но довольные, пили на посошок и уже во дворе вспоминались еще какие-то песни.

Для многих из нас, рожденных в эпоху до интернета в сердце навсегда остаются эти теплые и уютные вечера у накрытого стола, когда родители еще были совсем молоды, полны энергии, и всё вокруг казалось каким-то особенно душевным, а люди, казалось, были одной большой дружной семьей.

Фото из архива семьи Попушой-Арабаджи
Фото из архива семьи Попушой-Арабаджи

Вспоминает Людмила Кустурова

У меня дедушка любил петь в застолье русские народные песни! У него даже песенник был! И мама подпевала и ему и подругам!

Собирались родные и друзья на праздниках. И на работе отмечали праздники и дни рождения и потом пели.

У нас династия железнодорожников. Мы до сих пор с мамой работаем в одном цеху.


Дедушка любил песню "Ромашки спрятались, поникли лютики”, “Старый клён стучит в окно”. За столом пели “Виновата ли я”, “Ой мороз, мороз”, “Вот кто -то с горочки спустился”, “Только слышно на улице где- то одинокая бродит гармонь”. Сейчас, когда мы проводим праздники для пожилых людей, мы поем песни тех времён, мне очень нравится петь эти песни, в них жизнь, душа и смысл!

Вспоминает Ирина Гроздева Пели песню “Родительский дом” и песню “День победы”. Это были песни для них как обязательные. “Сказки Венского леса” пели. Много песен пели, все уже и не вспомнить Собирались на выходные и праздники. Пели все: и мужчины, и женщины.


 
 

Вспоминает Шевченко Ольга (Гайдаржи)

Раньше же как гуляли? По очереди, в каком-то доме определенной компании. Конечно же гуляли и у нас . Я помню эти застолья в нашем доме. В те годы родители еще продолжали строиться и в одной из комнат еще не было полов и пол долго оставался земляной, покрашенный коричневой масляной краской. Женщины приходили в ботиках и переобувались в туфельки на шпильках. Я помни те маленькие вмятинки, которые оставались от каблучков, потому что еще же и танцевали.

Ну и конечно же пели. Папа всегда был душой компании и в центре внимания. Он всегда в компаниях пел, у него был сильный красивый голос. Папа запевал и все подхватывали, особенно помню мужские голоса. Пели «Раскинулось море широко», «У Черного моря». Репертуар был очень большой. Очень много пели и молдавских песен, особенно из репертуара Николая Сулак – “Mai dorule”

Фото из архива семьи Шевченко -Гайдаржи

Некоторые песни так часто пелись, что я до сих пор помню слова. Очень популярной за столом была «di di di murgule di».

И, почему-то, на посошок всегда папа пел “Radu mamei, Radule”. Когда мы с братом слышали эту песню из другой комнаты, понимали, что вечеринка идет к концу. До сих пор эту песню без слез не могу слушать. Лучше папы ее никогда и никто не исполнял, мне и сейчас так кажется. Папа еще долго ее пел, даже когда внучки уже взрослые были, мама всегда его просила спеть именно эту песню. Теперь это любимая песня моих детей.



Вспоминает Мария Таукчи

Ни одного застолья не было без душевных, а иногда грустных песен, присутствовали и военные песни. Танцевали вальс, кадриль. Больше всего запомнились песни: «Называют меня некрасивою», «За окном черёмуха колышется», «Шумел камыш». А самое главное - дети были очень воспитанные. Мы сидели как мышки, тихонько. У нас было громадное уважение к родителям и вообще к взрослым людям. Но нас очень редко брали с собой, дети не должны были слушать иногда очень сальные словечки взрослых. Спасибо им за это!



Вспоминает Екатерина Чорней ( Гавазюк)

Моя мама, Гавазюк Мария Федоровна, была творческой личностью - она умела лепить из глины фигурки различных животных и птиц, красиво их разукрашивала и потом дарила своим знакомым и соседям. Также она замечательно шила, вязала и вышивала. Ну и конечно, чтобы скрасить время за работой она пела.


Фото из архива семьи Чорней-Гавазюк

У мамы был звонкий и чистый голос. Она очень любила петь. Мои детские воспоминания о застольях связаны не только с вкусной едой.

Очень интересно было, когда все сидящие за столом начинали петь песни. Я всегда удивлялась откуда они знают слова всех песен и так красиво сливались все голоса в один хор, как будто они репетировали заранее.

Пели в основном русские народные песни. Лучшими для меня были «Ой мороз, мороз», «По Дону гуляет казак молодой», «Чёрный ворон.».



Я и сейчас ещё помню слова этих замечательных песен. Жаль, что традиции не сохранились и наши застолья проходят по-другому. Но кто, знает, может опять всё изменится и мы ещё споём!



Вспоминает Валентина Криворучко

У нас очень красиво пели и мама, и папа, Сырбу Федор Александрович и Сырбу Домника Григорьевна. Мама начинала, а папа подхватывал, они пели песни на разных языках и на русском, и на гагаузском, и на украинском, и на молдавском. Мы в это время играли с детьми на улице, а иногда вместе с ними и пели. Мама меня всегда просила, чтобы я им во время застолья пела песню «Вологда». У нас семья была певучей. Жалко, что тогда не было видео, чтобы все это снимать.

 
 



Вспоминает Ганели Михаил Мой тесть любил петь застольные песни, но в основном, украинские песни, народные и о море (он служил в морфлоте). Он пел «На Колыме, где тундра и тайга кругом», «Напрасно старушка ждет сына домой», «Эх, яблочко…», «Ой мороз, мороз». Помню какие песни пели за столом мои родители и их друзья: «Спят курганы темные», «Напилася я пьяной», «Оля любила реку». Маму мою звали Ольга, ну и естественно, ей эта песня нравилась. А отец мой напевал песню, когда брился «Любо братцы, любо, любо братцы жить».


Вспоминает Михаил Клейтман

Если говорить о моей маме, то, наверное, ее знал весь поселок. Ее, к сожалению, уже больше нет с 2015 года.

Фото из архива семьи Клейтман

Мама пела потрясающе и могла бы, конечно, сделать очень большую карьеру. Но, к сожалению, условия жизни в те годы не позволяли. Мама много работала и время было такое, что было не до песен.

Но мама всегда пела в хоре. Она пела всегда солистом, голос у нее был удивительный. Она пела русские песни такие как «Оренбургский платок», песни Зыкиной, украинские народные песни. Она была удивительно одаренной.


Сейчас, когда я уже взрослый дядя, я понимаю насколько невероятно талантливым человеком она была. У мамы три сестры, и вот, когда они собирались, они пели украинские песни на голоса и это было потрясающе.


Я тогда был маленьким мальчиком и, когда я подрос, мама мне купила очень дорогой аккордеон, я начал посещать музыкальную школу и стал продолжать то, что не смогла сделать моя мама.


Мама была добрейшей души человек, она работала медсестрой в больнице, где вместе с врачами спасали жизни сотен людей.

Мама очень любила музыку, она убирала и пела, готовила и пела, работала во дворе и пела, она всегда жила песней. Даже когда уже сильно заболела, продолжала петь.


Я уверен, что в Бессарабке остались те, кто хорошо помнит маму. Какой она была медсестрой, как она пела в хоре, как она любила людей. Мне достался от нее этот музыкальный дар, и я благодарен ей и судьбе за то, что я могу продолжать это и за то, что музыка стала моей жизнью.



Вспоминает Горе Мария

Моя мама очень хорошо готовила и любила готовить и умела принимать гостей, поэтому у нас часто собирались родные и соседи и, конечно же пели за столом.

У папы моего братья все были очень певучие, дядя Мирон, папин брат, у него был чудесный бас. Ему даже предлагали учиться дальше, но он был уже женат и надо было содержать семью, куда он пойдет, конечно же никуда он не пошел.

Дядя Жорж замечательно пел, они пели вместе со своей женой тетей Маней. Мама тоже очень хорошо пела.

Собирались на Рождество, Пасху, День Святого Николая, Катерины. Пели много украинских песен, они такие певучие, но пели и русские, и молдавские песни. Мой брат Николай очень хорошо пел, они с женой очень красиво пели, жена его играла на аккордеоне, и они вместе пели. Там вся семья была очень музыкальная, дети очень музыкальные, Женя и Жанна. Жанна до сих пор поет. Женя играл в ансамбле.

0 comments
bottom of page