top of page

Воспоминания Марии Петровны Горе о годах войны.


В 1941 году мне было 7 лет, и я училась в школе. Школа была по улице Ленина напротив ПЧ.


До войны в Бессарабке жили много немецких семей. Когда в 40 году началась эвакуация, их призывали вернуться « Домой в Рейх». Они плакали, не хотели возвращаться, они считали Бессарабию своей Родиной уже, здесь у них были дома, хозяйство.



Когда началась война, мы жили в казармах возле переезда. Первая бомба упала возле ж.д. моста в сторону Абаклии. Мамы в это время дома не было, у нас была корова и мама разносила молоко. Когда начали бомбить, мама побежала домой, в доме нас не нашла и думала, что нас уже нет в живых. А наш дядя во время бомбежки спрятал нас детей в подвал.


Летом же мы и эвакуировались. Подали вагоны и сказали: «Грузитесь!». Там были только женщины и дети. А все мужчины железнодорожники ушли за фронтом, в случае чего, восстанавливать пути.


Загрузились в вагоны в спешке, ничего не успели взять с собой, все оставили, все и хозяйство и вещи. Это уже потом вспоминали: «А чего это не взяли, а чего то…?».

Эвакуировались мы в Краснодарский край. По пути вагоны бомбили, мы выбегали из вагонов и бежали в сторону посадки. Бомбежка заканчивалась, и поезд двигался дальше, кто потерялся, кто отстал, кого убили… Матери теряли своих детей. Это было очень страшно.


Так мы добрались до Краснодарского края, село Выселки. А там дети оставались дома, а женщины шли работать в поле. Работали тяжело с раннего утра до позднего вечера. Началась эпидемия кори, многие дети умирали, умер мой маленький брат Витя, там же и похоронили его. Я заболела тоже, перенесла на ногах, но выжила. У моей тети Донны тоже сын Володя умер. Там много бессарабских было. Приходили с колхоза и рассказывали: того похоронили, другого похоронили. Жили в очень тяжелых условиях, в маленьких избушках, сырость была.

Затем мы переехали в Ростов, а там многие наши мужчины работали на железной дороге. Старший папин брат Савва еще вначале войны пропал без вести, а брат Жорж участвовал в боях за освобождение Одессы.


Уже в 1944 году, когда возвращались сюда в Молдавию, пересадочный пункт был в Тирасполе, румыны нам разрешили вернуться. Вернулись сюда в Бессарабку, а тут дома разрушены на станции. Все дома были разграблены, в нашем доме остался один только шкаф. Вдруг через какое-то время нам приводят нашу корову, мама так счастлива была и говорит: «Остальное наживем, ничего нам не надо!».


Когда начали освобождать Бессарабку, бомбили станцию. Я помню, когда наступали русские, румыны бежали, срывали с себя погоны и бросали в речку. Офицеры переодевались в нашем сарае. Мы с сестрой видели русских парашютистов.


Бессарабку бомбили так сильно, что мы бежали. Мама всех нас за руку и мы бежали через гору и так к утру мы оказались в Петростали. Там мы оставались до победы.

После освобождения Бессарабки сюда приехали командированные специалисты, восстанавливали станцию. Я закончила 7 классов и пошла работать.



0 comments

Comments


bottom of page